Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов – основные тенденции

Татьяна Клячко

Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор. Е-mail: tatlk@bk.ru

 

В 2015 г. средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов должна составить 130% от средней заработной платы в соответствующем регионе. По Российской Федерации средняя заработная плата ППС вузов за январь-сентябрь 2015 г. составила 140,2% относительно средней заработной платы в экономике страны со значительной дифференциацией по субъектам Федерации. Минобрнауки РФ в последнее время стало считать, что значительное превышение тем или иным вузом средней заработной платы ППС уровня в 130% является индикатором плохого финансового менеджмента.

В связи с этим министерство собирается уменьшать субсидии на реализацию государственного задания подведомственным ему вузам, считая, что если вуз способен быстро повышать заработную плату своим преподавателям, то средств ему хватает. Следовательно, данным вузам можно не додать бюджетных средств, а тем, кто не достиг установленного показателя, напротив, добавить. Однако при такой политике можно получить обратный эффект: вузы будут сокращать заработную плату ППС, с тем чтобы иметь возможность попросить выделить им дополнительные средства на их текущую деятельность.

 

Ключевые слова: высшие учебные заведения, профессорско-преподавательский состав, заработная плата.

 

Переход на «эффективный контракт» с профессорско-преподавательским составом вузов, как он был задуман в Стратегии 2020, а затем закреплен в Указе Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 г., предполагал, что вузовский преподаватель работает только в одном месте (в одном вузе), совмещая преподавательскую деятельность с научной, и не занимается подработками в иных вузах или организациях (консультативных фирмах, научных институтах и т.п.). Согласно представлению о ППС на тот момент преподаватель разрывается между двумя-тремя работами, у него нет времени на самообразование, на подготовку к занятиям и повышение квалификации, а также на научную работу. Соответственно, необходимо было эту неэффективную деятельность превратить в эффективную, повысив прежде всего заработную плату преподавателям вуза и создав таким образом стимул для их закрепления в одном вузе.

Проведенное в 2011 г. социологическое исследование в рамках подготовки Стратегии 2020 позволило выявить (как тогда полагали авторы раздела по профессиональному образованию) значимость заработной платы как мотиватора, который может лечь в основу «эффективного контракта». (См. рис. 1.)

Поскольку заработная плата рассматривалась ППС в качестве основного стимула качественной и добросовестной работы, то в упомянутом исследовании было также выяснено, какой ее уровень представляется ППС вузов достойным. (См. рис. 2.)

Следует напомнить, что в Указе № 1 1991 г. Президента России Б. Ельцина средняя заработная плата ППС вузов устанавливалась на уровне 200% от средней заработной платы в промышленности (тогда заработная плата в промышленности была выше заработной платы в экономике). Таким образом, задача, поставленная в 1991 г., стала решаться только в 2012 г., а результат этого решения, согласно упомянутому Указу № 597, ожидается лишь в 2018 г.

В 2015 г. средняя заработная плата ППС вузов должна составить 130% от средней заработной платы в соответствующем регионе. В настоящее время имеются данные за первые девять месяцев текущего года.

По России в целом, федеральным округам, Москве и Санкт-Петербургу ситуация со средней заработной платой ППС вузов представлена на рис. 3.

По Российской Федерации в целом средняя заработная плата ППС вузов за январь-сентябрь 2015 г. составила 140,2% относительно средней заработной платы в экономике страны. Она также выше 140% в Центральном, Южном, Приволжском, Северном и Крымском федеральных округах. Но в крупнейших мегаполисах России – Москве и Санкт-Петербурге – она не достигла 130% (124 и 124,2% соответственно), еще меньше этот показатель в Уральском федеральном округе – 122,1%, чуть выше – в Дальневосточном – 128,2%.

В регионах, где средняя заработная плата ниже средней по России, заработная плата ППС вузов во многих случаях обгоняет среднюю по соответствующему субъекту Федерации. Так, например, во Владимирской области средняя заработная плата ППС составила в рассматриваемый период 37 987 руб., или 162% от средней по данной области (23 420 руб.). В остальных регионах Центрального федерального округа средняя заработная плата ППС вузов была ниже 162%, но выше 130%, хотя есть и исключения: Липецкая область – 127,7%, Рязанская область – 129,8%.

В Северо-Западном федеральном округе регионов, не достигших 130%, значительно больше: это республики Карелия и Коми, Архангельская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская области, где средняя заработная плата ППС вузов составляет от 120,4 до 128,5% от средней зарплаты по соответствующему региону. Только в Вологодской, Калининградской и Псковской областях уровень средней заработной платы ППС превысил 130%, причем в Вологодской области это превышение существенно – 156,2%.

В Южном федеральном округе все его субъекты, кроме Астраханской области (128,2%), показали за январь-сентябрь 2015 г. результат выше 130% (в Республике Калмыкия имеется всего один вуз, поэтому данные по нему Росстатом не приводятся).

В Северо-Кавказском федеральном округе только вузы Карачаево-Черкесской Республики и Республики Северная Осетия–Алания не достигли установленного показателя в 130% (по Республике Ингушетия данные отсутствуют по той же причине, что и по Республике Калмыкии), а в Приволжском федеральном округе аутсайдером оказалась единственная область – Оренбургская с показателем в 125,9%.

В Уральском федеральном округе и в Ямало-Ненецком автономном округе был зафиксирован наихудший результат из всех регионов – 106,1%. Это связано с тем, что в данных регионах самая высокая средняя заработная плата в России – 77 660 руб., поэтому средняя заработная плата ППС вузов Ямало-Ненецкого автономного округа в 82 365 руб., видимо, вполне удовлетворяла преподавателей; выше она была только в Ханты-Мансийском автономном округе – 87 468 руб., но это уже составляло 148,3% от средней заработной платы в данном регионе. Еще один регион в Уральском федеральном округе не дотянул до 130% –  это Челябинская область, но не дотянула она совсем немного – 0,5%.

Сибирский федеральный округ достаточно сильно перевыполнил план, поскольку в нем средняя заработная плата ППС вузов находилась в интервале между 132,4% (Красноярский край) и 171,6% (Томская область). Правда, по двум субъектам Федерации данного округа информация отсутствует, а именно по республикам Алтай и Тыва (в них имеется по одному государственному вузу, хотя есть филиалы вузов, расположенных в других регионах).

В Дальневосточном федеральном округе три субъекта РФ показали очень низкие результаты по средней заработной плате ППС вузов. Это Республика Саха (Якутия) – 111,1%, Камчатский край – 119,7% и Сахалинская область – 108,0%. Вместе с тем в Приморском крае уровень показателя превысил 164%.

И наконец, в Крымском федеральном округе вузы одного региона превысили 130% (Республика Крым), а вузы второго до него не дотянули (г. Севастополь).

Минобрнауки РФ в последнее время стало считать, что значительное превышение тем или иным вузом средней заработной платы ППС уровня в 130% является индикатором плохого финансового менеджмента. В связи с этим министерство собирается уменьшать субсидии на реализацию государственного задания подведомственным ему вузам, считая, что если вуз способен быстро повышать заработную плату своим преподавателям, то средств ему хватает. Следовательно, таким вузам можно не додать бюджетных средств, а тем, кто не достиг установленного показателя, напротив, добавить.

Однако при такой политике можно получить обратный эффект: вузы будут сокращать заработную плату ППС, с тем чтобы иметь возможность попросить выделить дополнительные средства на их текущую деятельность.